ОБУЧЕНИЕ-III
То, что было сказано выше о само-подтверждающемся характере предпосылок, полученных при Обучении-II, указывает, что Обучение-III должно быть трудным и редким даже у человеческих существ. Было бы естественно ожидать, что и ученым, которые также являются людьми, будет трудно вообразить или описать этот процесс. Однако утверждают, что нечто подобное время от времени происходит при психотерапии, религиозном обращении и других ситуациях, где происходит глубокая реорганизация характера.
Дзен-буддисты, восточные мистики и некоторые психиатры утверждают, что эти вещи полностью находятся вне достижимости языка. Однако, несмотря на это предупреждение, позвольте мне начать (логические) спекуляции на эту тему.
Во-первых, следует провести различие: выше было отмечено, что эксперименты по реверсивному обучению демонстрируют, что при наличии измеримого обучения, касающегося факта реверсирования, имеет место Обучение-II. Однако есть возможность в некоторый момент обучиться (Обучение-I) данной установке, а затем в последующий момент обучиться реверсированной установке, и при этом не приобрести навыка реверсивного обучения. В таком случае, от одного реверсирования к другому не будет происходить никаких улучшений. Одна единица Обучения-I будет просто замещать другую единицу Обучения-I без достижения какого бы то ни было Обучения-II. Если, с другой стороны, при последовательных реверсированиях наблюдается улучшение обучения, то это является свидетельством наличия Обучения-II.
Если мы применим тот же тип логики к отношениям между Обучением-II и Обучением-III, нам придется ожидать, что имеется возможность замещения предпосылок на уровне Обучения-II без достижения какого бы то ни было Обучения-III.
Следовательно, раньше, чем обсуждать Обучение-III, нам необходимо разделить простое замещение без Обучения-III и такое усвоение замещений, которое действительно является Обучением-III.
То, что психотерапевтам удается помочь своим пациентам в простом замещении предпосылок, полученных при Обучении-II, уже само по себе несомненно является подвигом, если принять во внимание само-подтверждающийся характер этих предпосылок, а также их более или менее бессознательную природу. Однако нет сомнений, что в таком объеме эта задача выполнима.
В контролируемой и защищенной среде терапевтических отношений терапевт может применить один или более из следующих маневров:
· a) добиться конфронтации между предпосылками пациента и предпосылками терапевта, который тщательно обучен не попадаться в западню старых предпосылок;
· b) заставить пациента действовать, либо в терапевтическом кабинете, либо вне его, таким образом, который вошел бы в конфронтацию с его предпосылками;
· c) продемонстрировать противоречия в предпосылках, контролирующих поведение пациента;
· d) индуцировать у пациента (например во сне или под гипнозом) некоторое преувеличение или карикатуру на опыт, базирующийся на его старых предпосылках.
Как давно заметил Уильям Блейк: "Без противодействия нет развития" (я называю эти противоречия на Уровне II - "double binds").
Однако всегда есть лазейки (loopholes), которые могут смягчить влияние противоречий. Является общим местом психологии обучения, что хотя (при Обучении-I) субъект будет учиться быстрее, если он получает подкрепление при каждом правильном ответе, такое обучение довольно быстро исчезает при прекращении подкрепления. Если, с другой стороны, подкрепление дается время от времени, субъект будет учиться медленнее, однако результирующее обучение не так легко угаснет при таком же прекращении подкрепления. Другими словами, субъект сможет научиться (Обучение-II), что контекст таков, что отсутствие подкрепления не означает, что его ответ был ошибочным или неуместным. Его видение контекста фактически было правильным, пока экспериментатор не изменил свою тактику.
Конечно, терапевт должен таким образом поддерживать или изолировать противоречия, управляющие пациентом, чтобы блокировать подобные и прочие лазейки. Ученик Дзен, которому дали парадокс (коан), должен работать над своим заданием "как комар, кусающий железный брус".
В другом месте я показывал ("Стиль, Изящество и Информация в Примитивном Искусстве"), что центральной и необходимой функцией всего формирования привычек и Обучения-II является экономия мыслительных процессов (или невральных цепей), используемых для решения проблем или Обучения-I. Предпосылки того, что обычно называют "характером" - определение "себя" - избавляет индивидуума от необходимости исследовать абстрактные, философские, эстетические и этические аспекты многих жизненных ситуаций. "Я не знаю, хорошая эта музыка, или плохая, я только знаю, что она мне нравится".
Однако Обучение-III открывает эти неисследованные предпосылки для вопрошания и перемен.
Позвольте мне, как это было сделано выше для Обучения-I и Обучения-II, перечислить некоторые изменения, которые можно было бы назвать Обучением III:
· a) индивидуум может научиться более легко формировать те привычки, формирование которых мы называем Обучением-II;
· b) он может научиться закрывать для себя лазейки, позволяющие избегать Обучения-III;
· c) он может научиться изменять привычки, приобретенные при Обучении-II;
· d) он может узнать, что он является существом, которое имеет способность к бессознательному Обучению-II, и действительно пользуется ей;
· e) он может научиться ограничивать или направлять свое Обучение-II;
· f) если Обучение-II является обучением контекстам Обучения-I, то Обучение-III должно быть обучением контекстам этих контекстов.
Однако вышеприведенный список выдвигает парадокс. Обучение-III (т.е. обучение относительно Обучения-II) может вести либо к увеличению Обучения-II, либо к ограничению и, возможно, снижению этого феномена. Определенно, оно должно вести к большей гибкости в предпосылках, достигнутых в процессе Обучения-II, т.е. к свободе от их оков.
Я однажды слышал категорическое утверждение мастера Дзен: "Это ужасно - приобрести привычку к чему бы то ни было".
Однако любая свобода от оков привычек должна также означать глубокое переопределение себя. Если я останавливаюсь на уровне Обучения-II, то "Я" есть агрегат тех характеристик, которые я называю своим "характером". "Я" - это мои привычки действий в контексте, а также привычки, касающиеся оформления и восприятия тех контекстов, в которых я действую. Чувство "Я" является продуктом или агрегатом Обучения-II. В той степени, в которой человек достигает Обучения-III и учится воспринимать и действовать в терминах контекста контекстов, его "Я" становится несущественным. Концепция "Я" более не функционирует как центральный аргумент в пунктуации опыта.
Этот вопрос следует исследовать. При обсуждении Обучения-II утверждалось, что такие слова как "зависимость", "гордость", "фатализм" относятся к характеристикам "Я", приобретенным (Обучение-II) в последовательностях взаимоотношений. Эти слова фактически являются терминами для "ролей" в отношениях и указывают на нечто, искусственно выхваченное из интерактивных последовательностей. Также утверждалось, что правильным способом определения строгого значения таких слов является установление формальной структуры последовательностей, в которых данная характеристика по-видимому была выучена. Так, интерактивная последовательность Павловского обучения была предложена как парадигма для некоторого вида "фатализма" и.т.д.
Но сейчас мы спрашиваем о контекстах этих учебных контекстов, т.е. о более широких последовательностях, которые содержат в себе эти парадигмы.
Рассмотрим небольшую единицу Обучения-II, которая упоминалась выше как источник "лазеек" для избегания Обучения-III. Определенная личностная характеристика - назовем ее "настойчивость" - генерируется опытом множественных последовательностей со спорадическим подкреплением. Теперь мы должны спросить о более широком контексте таких последовательностей. Как генерируются такие последовательности?
Этот вопрос подобен взрыву. Простая стилизованная лабораторная последовательность взаимодействий генерируется сетью обусловленностей (а также до некоторой степени сама ее определяет), в сотнях направлений ведущей за пределы лаборатории к процессам планирования психологических исследований, взаимоотношений между психологами, финансирования исследований и.т.д. и.т.п.
Рассмотрим ту же формальную последовательность в более "естественной" среде. Организм ищет нужный или потерянный объект. Свинья вынюхивает желуди, игрок не отходит от игрального автомата в надежде сорвать банк, мужчина ищет ключи от своей машины. Существуют тысячи ситуаций, в которых живые существа должны проявить настойчивость в поведении определенного рода именно потому, что подкрепление является спорадическим или маловероятным. Обучение-II упрощает вселенную, относя эти случаи в одну категорию. Но если Обучение-III касается контекстов этих случаев, то категории Обучения-II взрываются.
Рассмотрим, что на разных уровнях означает слово "подкрепление". Дельфин получает от тренера рыбу, когда делает то, чего хочет тренер. На Уровне I факт получения рыбы сцеплен с "правильностью" некоторого действия. На Уровне II факт получения рыбы подтверждает понимание дельфином его отношений (возможно, инструментальных или зависимых) с тренером. Заметим на этом уровне, что если дельфин ненавидит или боится тренера, то боль, причиненная последним, может быть позитивным подкреплением, подтверждающим эту ненависть. ("Если я этого не хочу, то я это докажу".)
Но как быть с "подкреплением" на Уровне III (для дельфина и для человека)?
Если, как я утверждал выше, существо выталкивается на Уровень III "противоречиями", генерируемыми на Уровне II, тогда можно ожидать, что именно разрешение этих противоречий будет являться позитивным подкреплением на Уровне III. Такое разрешение может иметь много форм.
Однако попытки достичь Уровня III могут быть опасными, и некоторые слетают под откос. В психиатрии они часто получают ярлык психотиков, и многим из них бывает трудно использовать местоимение первого лица.
Для других, более счастливых, разрешение противоречий может привести к распаду многого из того, что было выучено не Уровне II, открыв простоту, при которой голод ведет прямо к пище, а идентифицированное "Я" больше не распоряжается организацией поведения. Это - непорочные младенцы мира.
Для третьих, склонных к творчеству, разрешение противоречий открывает мир, в котором индивидуальность сливается со всеми процессами взаимодействий в обширной экологии и эстетике космических связей. То, что кому-то их них удается выжить, кажется почти чудом. Возможно, что способность фокусироваться на мелочах жизни, удерживает некоторых от того, чтобы быть унесенным океаническим чувством. Каждая деталь вселенной словно содержит картину целого. Именно для этих людей Блейк написал знаменитый совет в "Изречениях Невинности" [10]:
Небо синее - в цветке,
В горстке праха - бесконечность;
Целый мир держать в руке,
В каждом миге видеть вечность.
РОЛЬ ГЕНЕТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
Что бы ни говорилось о способности или неспособности животного обучаться, это связано с генетическим оснащением животного. То, что говорилось выше об уровнях обучения, связано со всей сферой отношений между генетическим оснащением и изменениями, которых индивидуум может и должен достичь.
Для любого данного организма существует верхний предел, за которым все определяется генетикой. Планарии, вероятно, не могут подняться выше Обучения-I. Млекопитающие (кроме человека) вероятно способны к Обучению-II, но не способны к Обучению-III. Человек может иногда достигать Обучения-III.
По логике вещей, этот верхний предел для каждого организма предположительно ставится не генетическими феноменами индивидуальных генов или комбинаций генов, а теми факторами, которые контролируют развитие базовых родовых характеристик.
Для каждого изменения, на которое организм способен, существует факт этой способности. Этот факт может быть задан генетически, или же эта возможность может быть выучена. В последнем случае, генетика, по-видимому, определила способность обучиться способности. И так далее.
В целом это верно как для всех соматических изменений, как и для тех изменений поведения, которые мы называем обучением. Человеческая кожа загорает на солнце. Но где место генетики в этой картине? Полностью ли генетика определяет нашу способность загорать? Или некоторые люди могут увеличить свою способность загорать? В последнем случае, генетические факторы очевидно влияют на более высокий логический уровень.
По отношению к любому поведению проблема явно состоит не в том "Выученное оно или врожденное?", а в том "До какого максимального логического уровня обучение является эффективным, и до какого минимального логического уровня генетика играет детерминирующую или частично эффективную роль?".
Обширная история эволюции обучения кажется медленным выталкиванием генетического детерминизма на уровни более высокого логического типа.
ЗАМЕЧАНИЕ ОБ ИЕРАРХИЯХ
Модель, обсуждаемая в данной статье, молчаливо предполагает, что логические типы могут быть упорядочены в форме простой и неветвящейся лестницы. Я считаю, что было разумно сначала заняться проблемами, порождаемыми такой простой моделью.
Однако мир действия, опыта, организации и обучения не может быть полностью отображен на модель, исключающую утверждения о взаимоотношениях между классами различных логических типов.
Пусть C1 есть класс утверждений; C2 есть класс утверждений о членах класса C1; C3 есть класс утверждений о членах класса C2. Как тогда нам следует классифицировать утверждения о взаимоотношениях этих классов? Например, утверждение: "Члены C1 так же относятся к членам C2, как члены C2 относятся к членам C3" не может быть классифицировано внутри неветвящейся лестницы типов.
Вся данная статья построена на предпосылке, что отношения между C2 и C3 можно сравнивать с отношениями между C1 и C2. Я снова и снова занимал позицию сбоку от моей лестницы логических типов для обсуждения структуры этой лестницы. Следовательно, сама статья служит примером того, что лестница не является неветвящейся.
Из этого следует, что следующей задачей будет поиск примеров обучения, которые не могут быть классифицированы в терминах моей иерархии обучения, но будут выпадать из этой иерархии, являясь обучением, касающимся взаимоотношений ступеней этой иерархии. В другом месте я предположил ("Стиль, Изящество и Информация в Примитивном Искусстве"), что искусство обычно связано с обучением этого типа, т.е. с наведением мостов через разрыв между более или менее бессознательными предпосылками, достигнутыми через Обучение-II, и более эпизодическими содержаниями сознания, отражающими непосредственную деятельность.
Также следует отметить, что структура данной статьи является индуктивной в том смысле, что иерархия порядков обучения представлена читателю снизу вверх, от Нулевого Уровня к Уровню III. Однако это не предполагает, что объяснения феноменального мира, на которые способна модель, должны быть однонаправленными. Однонаправленный подход был необходим при объяснении модели читателю, но внутри самой модели предполагается, что более высокие уровни объясняют более низкие уровни, и наоборот. Также предполагается, что аналогичные рефлексивные отношения - как индуктивные, так и дедуктивные - применяются для идей и единиц обучения, какими они существуют в жизни изучаемых нами существ.
Наконец, модель остается двусмысленной в том отношении, что хотя утверждается существование объясняющих или детерминирующих связей между идеями примыкающих уровней как сверху вниз, так и снизу вверх, однако не ясно, существуют ли прямые объясняющие отношения между разделенными уровнями, например между Уровнем III и Уровнем I, или между Нулевым Уровнем и Уровнем II.
Этот вопрос, а также вопрос о статусе утверждений и идей, параллельных иерархии логических типов, остается неисследованным.
ССЫЛКИ И СНОСКИ:
[0] Эта статья была написана в 1964 году, когда автор работал в Институте Коммуникационных Исследований по гранту Национального Института Психического Здоровья. Она была предложена для "Conference on World Views", спонсируемой Фондом Веннера-Грена в августе 1968 года. Глава "Обучение-III" была добавлена в 1971 году.
[1] A.N. Whitehead and B. Russel, Principia Mathematica, 3 vols., 2nd ed., Cambridge, Cambridge University Press, 1910-13.
[2] Вполне понятно, что одни и те же слова могут использоваться при описании как класса, так и его членов, и могут быть верными в обоих случаях. Слово "волна" является именем класса движений частиц. Мы также можем сказать, что волна сама "движется", но при этом мы ссылаемся на движение класса движений. Из-за трения это метадвижение будет терять скорость, как и движение частицы.
[3] Уравнения Ньютона, описывающие движение "частицы", останавливаются на уровне "ускорения". Изменение ускорения может произойти только при деформации движущегося тела, но Ньютоновские "частицы" не состояли из "частей" и потому не были способны (логически) к деформации или другим внутренним изменениям. Следовательно, они не были подвержены изменению ускорения.
[4] G. Bateson, "Social Planning and the Concept of Deutero-Learning", Conference of Science, Philosophy and Religion, Second Symposium, New York, Harper, 1942.
[5] H.E. Harlow, "The Formation of Learning Sets", Psychol. Review, 1949, 56: 51-65.
[6] E.L. Hull, et al., Mathematical-deductive Theory of Rote Learning, New Haven, Yale University, Institute of Human Relations, 1940.
[7] H.S. Liddell, "Reflex Method and Experimental Neurosis", Personality and Behavior Disorders, New York, Ronald Press, 1944.
[8] G. Passion, et al., "Toward a Theory of Schizophrenia", Behavioral Science, 1956, 1: 251-64.
[9] J. Ruesch and G. Passion, Communication: The Social Matrix of Psychiatry, New York, Norton, 1951.
[10] Auguries of Innocence
To see a World in a grain of sand,
And a Heaven in a wild flower,
Hold Infinity in the palm of your hand,
And Eternity in an hour.
Перевод В.Л. Топорова.
Уильям Блейк, Стихи; Москва, "Прогресс", 1982.
БИБЛИОГРАФИЯ
[I] G. Bateson, "Social Planning and the Concept of Deuterolearning", Science, Philosophy and Religion; Second Symposium, L. Bryson and L. Finkelstein, eds., New York, Conference of Science, Philosophy and Religion in their Relation to the Democratic Way of Life, Inc., 1942.
[II] G. Bateson, "Minimal Requirements for a Theory of Schizophrenia:, A.M.A. Archives of General Psychiatry, 1960, 2; 477-91.
[III] G. Bateson, Perceval's Narrative, A Patient's Account of his Psychosis, 1830-1832, edited with an introduction by Gregory Bateson, Stanford, Calif., Stanford University Press, 1961.
[IV] G. Bateson, "Exchange of Information about Patterns in Human Behavior", Information Storage and Neural Control; Tenth Annual Scientific Meeting of the Houston Neurological Society, W. S. Fields and W. Abbott, eds., Springfield, III., Charles W. Thomas, 1963.
[V] G. Bateson, "The Role of Somatic Change in Evolution", Evolution, 1963, 17: 529-39.